Технология использования отработанной авторезины в составе асфальтобетонной массы

Инжиниринговый центр инновационных исследований и экспертиз УдГУ представляет проект по разработке технологии использования отработанной авторезины в составе асфальтобетонной массы при строительстве или ремонте дорожных покрытий.

Отслужившая свой срок авторезина является ценным вторичным сырьем, которое не используется в должной мере. Отправление на свалку промышленных и бытовых отходов отработанных автомобильных шин создает, кроме всего прочего, и серьезные экологические проблемы. По имеющимся в открытом доступе сведениям лишь в нескольких регионах России внедрены технологии переработки авторезины в резиновую крошку (гранулы), которую используют в составе асфальтобетонных масс. Прежде всего для этого нужны достаточно известные и технологически несложные решения по дроблению авторезины, удалению металлокорда. Получаемые гранулы размером приблизительно 10х10х10 мм используют самостоятельно в составе асфальтобетонных масс или в качестве добавки. Введение резиновых гранул улучшает качество асфальтобетонного покрытия и хотя бы частично решает проблему использования этого вторичного сырья.

Однако в связи с тем, что получаемые гранулы состоят преимущественно из резины, в которой в ходе эксплуатации начались процессы деструкции, деполимеризации, старения, при создании композиций требуется вводить пластификатор для устранения охрупчивания границ. Предлагаемый нами пластификатор (© инновационная разработка) при добавлении в подготовленную смесь асфальтобетонной массы с резиновой крошкой позволит существенно повысить пластичность получаемого покрытия. При добавлении пластификатора происходит набухание резиновой крошки. Набухание вызывает повышение их активности по взаимодействию с другими компонентами асфальтобетонных смесей. В ходе набухания резиновые гранулы возвращают способность к обратимой деформации. Процесс набухания требует нахождения гранул в смесителе не менее суток. Для начала эксперимента при создании пилотной установки предлагаем использовать массу для ремонтных работ и покрытий дворовых территорий многоквартирных домов по наработке 1 - 2 тонн модифицированной асфальтобетонной массы и проведению покрытия опытных участков.

Научным консультантом данной работы является автор разработки и применения пластификатора д.х.н., профессор УдГУ С.М. Решетников.